Концепция воспитательной системы школы
Цель: содействовать активной социализации школьников путем воспитания внутренне свободной и всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации в гражданском обществе.
Задачи (идеальные):
1.Воспитание гражданского самосознания:
Что происходит в мире, надо знать,
чтобы наглядные уроки извлекать.
Сотрудничество с партиями учит
мировоззрение свое отстаивать,
и в нашей жизни, бурной и кипучей,
гражданственности грамоту осваивать!
- Понимание сущности происходящих в обществе социальных, экономических и духовных процессов, умение адаптироваться в обществе;
- Знание и понимание прав и свобод человека, взаимосвязи прав и обязанностей гражданина и общества;
2.Воспитание патриотизма как любви к своей Родине и народу:
Коль ты Отчизны гражданин,
России краше нет на свете.
И если ты за всех – один,
все - за тебя всегда в ответе!
- Национальное самосознание и достоинство, уважение к национальному достоинству других народов (толерантность);
- Уважение государственных символов, традиций своего народа, знание и бережное отношение к истории страны;
3.Воспитание духовно-нравственных ценностей:
Факт, что воюют испокон веков
добро и зло на тропах мирозданья,-
и потому не сбросить со счетов
духовно-нравственное воспитание!
- Знание и понимание роли духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества, стремление к духовному совершенствованию;
- Понимание взаимосвязи внутренней и внешней свободы человека;
4.Формирование и развитие представлений о здоровье (физическом, психическом, духовном):
Здоровый образ жизни выбираем,
и вредные привычки изживаем.
Здоровье, чистоту, порядок, спорт
пусть каждый нормой жизни изберет!
- Пропаганда и популяризация здорового образа жизни;
- Мотивация школьников на здоровый образ жизни;
5.Воспитание экологической культуры:
Бьет человечество тревогу не напрасно –
Довольно воздух загрязнять, в лесах сорить!
Давайте жить, чтобы зеленой и прекрасной
Планете под охраной нашей быть!
- Гуманное отношение к живой природе, ответственности за все живое на планете;
- Развитие познавательного интереса, навыков экологической деятельности;
6.Художественно-эстетическое воспитание:
Заняться творчеством сегодня может каждый
Дел интересных не пересчитать!
Прекрасно, что неутолима жажда
Учиться, петь, плясать и рисовать!
- Реализация творческого потенциала школьников;
- Саморазвитие личности, способной к творческому преобразованию мира;
6.Трудовое воспитание и профориентация:
Права народная пословица: от веку любому делу труд с уменьем – голова,
И если труд приносит радость человеку
То он в профессии достигнет мастерства!
- Интенсивная и всесторонняя подготовка к включению выпускника в трудовую деятельность, обеспечивающую ему экономическую независимость, наполняющую смыслом его жизнь;
- Развитие навыков труда.
Задачи (результатные):
1.Формирование личностного и интеллектуального потенциала, способствующего овладению учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, становлению в нем;
2.Развитие коммуникативных, практических умений и навыков; содействие овладению учащимися приемов и методов самопознания, саморазвития, самостроительства личности;
3.Выполнение социального заказа государства и общества, сообразно особенностям школы и ее жизнедеятельности.
Задачи (процессуальные):
1.Способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности школы;
2.Моделирование и построение воспитательных систем классов, ориентированных на содействие личности в формировании и проявлении собственных свойств и качеств;
3.Создание системы педагогической и социальной поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его особенностей;
4.Установление контактов, сотрудничество с политическими и общественными организациями, культурными и научными центрами;
5.Обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы с родителями;
6.Разработка новых технологий и методов работы;
7.Организация кружковой, секционной, клубной деятельности, НОУ;
8.Создание системы диагностики эффективности учебно-воспитательного процесса и системы мониторинга изменений в развитии личности и школьного коллектива;
10.Организация системоинтегрирующих форм воспитательного процесса.
Этапы построения воспитательной системы
Известно, что воспитательная система имеет определенные этапы своего развития:
1) возникновение
2) интенсивность
3) стабилизация
4) эффективность
5) утрата эффективности
Система нашей школы находится на третьем этапе своего развития.
I этап – проектный (2002 – 2003г), во время которого была разработана модель воспитательной системы, созданы творческие лаборатории педагогов, где определилась концепция и диагностические средства для мониторинга развития личности школьника; прошло ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами, критериями и приёмами изучения эффективности функционирования воспитательной системы; были установлены договорные отношения между школьной и её социальными партнёрами.
II этап – практический (2003 – 2005г), при котором были реализованы модельные представления о воспитательной системе школы и классов, апробирован и использованы лично – ориентированные технологии, приёмы и методы обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка; осуществлена опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем классов; апробирован мониторинг развития личности и формирования коллективов;
III этап – обобщающий (2006 – 2007г), на этом этапе был обобщён опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся по моделированию и построению воспитательной системы и наметились перспективы и пути дальнейшего развития школы.
Принципы воспитательной системы
1. Самоактуализации.
Развитие и поддержка стремления школьника к проявлению природных и
приобретённых возможностей: интеллектуальных, творческих, физических,
коммуникативных.
2. Индивидуальности.
Содействие формирования индивидуальности личности школьника, становлению его уникальности и постижению своего я. Формирование
уникальности классного и общешкольного коллектива.
3. Субъективности.
Формирование субъективных полномочий жизнедеятельности ученика в
школьном сообществе.
4. Выбора.
Развитие самоактуализации, индивидуальности, субъективности ребёнка путём создания условий постоянного выбора цели, содержание, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Творчества и успеха.
Самосовершенствование, самостроительство, саморазвитие школьника, формирование я – концепции путём приобщения его к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, позволяющий определять и развивать уникальные особенности школьника и классного коллектива.
6. Доверия и поддержки.
Обогащение педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, мотивация на успех.
Воспитание школьников складывается из двух составляющих: воспитание на уроке и воспитание во внеурочной деятельности.
Для функционирования воспитательной системы в школе созданы и эффективно работают на протяжении нескольких лет Детские Организации-три ступени развития, строящие свою деятельность на принципах преемственности:
1-4 классы – ДО «Солнышко» - I ступень
5-8 классы – ДО «Радуга» - II ступень
9-11 классы – МО «Старшеклассник» - III ступень
На I ступени доминирует познавательная и игровая деятельность, осуществляемая по определенному плану.
На II ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности, и социальному проектированию, что позволяет одновременно решать задачи сплочения коллектива и развития индивидуальности школьника, лидерских качеств личности.
На III ступени главной задачей воспитания является социализация личности, самостроительство, что и определяет выбор методов и форм деятельности.
Структурными единицами организаций с 1 по 8 класс являются профильные отряды, осуществляющие деятельность по семи направлениям, заложенным в Концепции воспитательной системы школы, одно из которых выбирается отрядом как приоритетное. Организация жизнедеятельности в 9-11 классах строится в форме клубной работы. Координацию деятельности ДО и МО осуществляет орган школьного самоуправления «Союз Инициативных и Активных».
Каждый класс-отряд, выбирая оптимальный путь развития по приоритетному направлению, формы и способы деятельности, формирует воспитательную систему класса - такой способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива:
1.Индивидно-групповой
2. Ценностно- ориентационный
3. Функционально- деятельностный
4. Пространственно-временной
Организация охватывает все среднее звено школы, ребят 5-8 классов. Высшим органом управления является Совет ДО «Радуга», куда входят представители профильных отрядов, они образуют сектора и осуществляют работу по направлениям, предусмотренным положением о ДО «Радуга».
В ДО входят профильные отряды. Каждый из них осуществляет работу по соответствующему направлению.